Ассоциация миноритарных акционеров QAMS обратилась в профильные министерства и ведомства, а также в Парламент РК с просьбой при рассмотрении проекта нового Налогового кодекса учесть интересы граждан Казахстана в части налогообложения сделок на фондовых рынках. Об этом сообщили члены Управляющего Совета QAMS Арман Батаев, Ерқанат Әбени и Данияр Темирбаев на пресс-конференции 4 ноября.
QAMS обращает внимание законодательной и исполнительной ветвей власти на то, что фондовый рынок Казахстана на сегодняшний день представлен не только ценными бумагами казахстанских компаний, но и зарубежными финансовыми инструментами, которые через казахстанских брокеров покупают и продают граждане РК в целях диверсификации своих инвестиционных портфелей.
Таким образом, речь идет об активном рынке, который регулируется в соответствии с законодательством РК.
Для справки:
По состоянию на конец июля 2024 г. в депозитариях бирж KASE и AIX зарегистрировано 4.6 млн индивидуальных инвестиционных счетов (2.8 млн – в ЦД KASE, 1.8 млн – ЦД AIX). Кратный рост числа индивидуальных (розничных) инвесторов за последние годы обусловлен, в том числе, проведением народных IPO компаний с госучастием: "КазТрансОйл", "KEGOC", "Казатомпром", "КазМунайГаз", "Kcell", "Казахтелеком", "Air Astana".
По мнению QAMS, у Казахстана есть все шансы войти в международные биржевые индексы (включая MSCI), тем самым значительно повысив инвестиционную привлекательность экономики. Одним из шагов в данном направлении может стать налоговая реформа, проводимая в реализацию указа Президента РК о либерализации экономики.
В QAMS убеждены, что налоговое законодательство РК должно быть основано на принципах предсказуемости, определенности (исключая различное толкование норм), справедливости и обеспечения инвестиционной привлекательности несырьевой экономики.
В этой связи Ассоциация выступает со следующими предложениями:
- Необходимо сохранить налоговый режим, установленный законом об МФЦА до 2066 г. в отношении доходов от прироста стоимости и дивидендов по ценным бумагам, зарегистрированным на бирже МФЦА.
Изменения в данный налоговый режим, ухудшающие налогообложение, подорвут инвестиционный имидж Казахстана на международном уровне. В таком случае не может идти речи о налоговой предсказуемости.
- Необходимо сохранить налоговые льготы по дивидендам и приросту стоимости ценных бумаг, зарегистрированных на биржах KASE и AIX, в целях развития локального фондового рынка и обеспечения инвестиционной привлекательности несырьевой экономики.
В то же время критерии активности торговли, устанавливаемые постановлением Правительства РК для льготной категории ценных бумаг ("пороговые" количество и объем сделок), полагают в QAMS, имеют субъективный характер. Предлагается заменить данные критерии предельной суммой ("потолком") дохода физического лица, полученного в виде дивидендных выплат и/или прироста стоимости ценных бумаг, которая не подлежит налогообложению.
"Потолок" предлагается установить в размере 100 000 МРП и распространить его на доходы физлиц-граждан РК, полученные в виде дивидендных выплат и/или прироста стоимости ценных бумаг, зарегистированных на биржах, функционирующих на территории РК.
Предлагаемое QAMS изменение позволит, с одной стороны, сохранить налоговую льготу в отношении розничной базы инвесторов, с другой, - получить фискальный эффект путем предотвращения использования инструментов фондового рынка различными финансово-промышленными группами для избежания налогообложения.
- Необходимо предусмотреть в проекте нового Налогового кодекса возможность физических лиц-резидентов РК: а) сальдировать убытки по сделкам с ценными бумагами на зарубежных рынках; b) переносить убытки на три календарных года, начиная с марта 2020 г.; c) вычитать из налогооблагаемой базы сопутствующие расходы индивидуальных инвесторов (включая брокерские комиссии).
Сальдирование сделок с зарубежными ценными бумагами соответствует принципу справедливости налогообложения. Это принятый в мировой практике подход к налогообложению операций на фондовом рынке, когда налоги взимаются с конечного финансового результата, то есть не только с прибыльных сделок, но также за минусом убыточных операций.
Сальдирование в интересах не иностранных брокеров и эмитентов, а граждан Казахстана - в рамках диверсификации их инвестиционных портфелей.
Кроме того, QAMS предлагает в целях соблюдения принципа определенности исключить возможность вольного толкования нормы проекта Налогового кодекса по сделкам резидентов РК, совершенных в государствах с льготным налогообложением. Данная норма должна быть сформулирована таким образом, чтобы была определенность, что считать местом совершения сделки: биржу (а если сделка совершена вне биржи?), брокера или эмитента.