14.12.2022
Что не так с водоводом КТО, и чем рискуют вкладчики ЕНПФ - обращение миноритариев

Проект строительства водовода в западном регионе Казахстана стоимостью Т110 млрд (с НДС) нанесет ущерб интересам акционеров, включая государство и ЕНПФ. С таким письм обратилась в Ассоциацию QAMS группа миноритарных акционеров КТО.

26 сентября 2022 года АО «Казтрансойл» (организатор закупок – АО «Казтрансойл», заказчик закупок – ТОО «Магистральный водовод», дочерняя компания АО «Казтрансойл») провело тендер на 98,2 млрд. тенге (без НДС) или на 110 млрд. тенге с НДС для строительства водовода в западном регионе РК, победителем которого и единственной компанией из 13 компаний, которая прошла тендерные требования, стало ТОО «Ренко-Кат» (Протокол итогов №749494-876311 закупок способом «Открытый тендер»).

Нас, как миноритарных акционеров АО «Казтрансойл» (далее – также КТО), интересует следующее по данному проекту:

Не была ли завышена сумма закупки по тендеру (110 млрд. тенге с НДС) со стороны АО «Казтрансойл» и ТОО «Ренко-Кат» в несколько раз? Согласно тендерной документации, по данному проекту требуется строительство одной нитки магистрального водовода протяженностью 151 км и водовода в обход поселка Бейнеу протяженностью 20 км. В итоге, общая протяженность составит 171 км. Для строительства планируется использовать трубу 1220х12 (т.е. диаметр 1 220 мм, а толщина трубы 12 мм) ГОСТа 20295-85. Согласно данным ГОСТа по данной трубе, вес 1 метра трубы 1220х12 составляет 361,06 килограмм или 0,36106 тонн. Таким образом, для строительства потребуется 61 741 тонн труб (171 000 м х 0,36106 т). Согласно данным сайта satu.kz, розничная цена одной тонны данной трубы стоит 281 960 тенге. Таким образом, затраты на основную статью затрат (трубы) составят 17 408 565 670 тенге (61 741 тонн х 281 960 тенге), что в 6,32 раза ниже объема закупок в размере 110 млрд. тенге с НДС. Учитывая такой большой объем закупа труб, поставщики труб гарантированно дадут хорошую скидку: при скидке, например, на 20% стоимость затрат снизится с 17,4 млрд. тенге до 13,9 млрд. тенге по основной статье расходов по строительству, что уже в 7,9 раз ниже объема закупок в размере 110 млрд. тенге с НДС. 

Согласно данным ГОСТа по данной трубе, вес 1 метра трубы 1220х12 составляет 361,06 килограмм или 0,36106 тонн. Таким образом, для строительства потребуется 61 741 тонн труб (171 000 м х 0,36106 т). Согласно данным сайта satu.kz, розничная цена одной тонны данной трубы стоит 281 960 тенге. Таким образом, затраты на основную статью затрат (трубы) составят 17 408 565 670 тенге (61 741 тонн х 281 960 тенге), что в 6,32 раза ниже объема закупок в размере 110 млрд. тенге с НДС. Учитывая такой большой объем закупа труб, поставщики труб гарантированно дадут хорошую скидку: при скидке, например, на 20% стоимость затрат снизится с 17,4 млрд. тенге до 13,9 млрд. тенге по основной статье расходов по строительству, что уже в 7,9 раз ниже объема закупок в размере 110 млрд. тенге с НДС. 

Согласно рабочему проекту1, размещенному в открытом доступе, по проекту требуется привлечение 738 рабочих и, если учитывать их заработную плату в месяц по 500 тыс. тенге и 12 месяцев работы по проекту, то затраты на персонал составят 4,42 млрд. тенге (738 человек х 500 000 тенге в месяц х 12 месяцев). Это только расчет по основным статьям расходов, которые несопоставимо ниже общей стоимости проекта. В результате, если подсчитать реальную себестоимость строительства данного водовода, то может выяснится, что бюджет строительства в несколько раз может превышать реальные затраты по проекту, что может свидетельствовать о крайне неэффективном использовании денежных средств квази-государственной компании, возможном наличии коррупционной составляющей и нанесению ущерба Республике Казахстан, народу РК, вкладчикам ЕНПФ и миноритарным акционерам.

Какова экономика проекта и кто будет обслуживать долг по кредиту, который будет привлечен для финансирования строительства водовода? Для строительства данного водовода, согласно ответам КМГ, будет привлечено банковское финансирование и погашение будет осуществляться за счет выручки от реализации воды. Согласно годовому отчету за 2021 год, 28 декабря 2021 года дочерняя компания КТО - ТОО «Магистральный Водовод» заключила кредитный договор с Евразийским банком развития на 123,65 млрд. тенге сроком на 180 месяцев на финансирование проекта по реконструкции и расширению магистрального водовода. Позднее, согласно пресс-релиза от 28.11.2022, было сказано, что вместо ЕАБР будет привлекаться АО «Народный Банк Казахстана». Данный банк предоставит кредит на 66,7 млрд. тенге со сроком финансирования 10 лет по ставке базовая ставка + 2,5% годовых» (т.е. 19,25% годовых) под гарантию Самрук-Казына. Остальная половина суммы будет, по всей видимости, привлечена позднее. Тем не менее, по сумме в размере 66,7 млрд. тенге компания будет выплачивать в год порядка 19 млрд. тенге по вознаграждению и основному долгу в первый год, что превышают уже чистую прибыль компании АО «Казтрансойл» за 6м 2022 в размере 15,8 млрд. тенге. Если сумма кредита увеличится вдвое, то и погашение вознаграждения и основного долга вырастет в два раза до 38 млрд. тенге на начальном этапе обслуживания долга. Таким образом, выплата основного долга и вознаграждения по водоводу негативно скажется на денежных потоках и прибыли КТО, тем самым уменьшая возможный дивидендный поток для акционеров.

Ответ КМГ о том, что водовод будет способен окупаться за счет реализации воды, пока выглядит крайне несостоятельным. ТОО «Магистральный Водовод» перманентно убыточно (совокупный убыток за последние три года составил -15 млрд. тенге) и в целом доход за последний год составил всего 9,1 млрд. тенге, что более чем в три раза ниже только процентов по кредиту за первый год согласно таблице выше. Ранее КМГ в письме к миноритарным акционерам признало, что тариф по водоводу является убыточным. Также данная компания не сможет в несколько десятков раз увеличить тарифы на воду, чтобы обслуживать долг, принимая во внимание, возмущения населения и январские протесты в 2022 году, которые были вызваны небольшим поднятием цен на газ как раз в Западном Казахстане. 

Также нужно отметить, что согласно утвержденным тарифам и тарифной смете от 19 августа 2022г. на 2022-2026гг., у компании «Магистральный водовод» не будет чистой прибыли до 2026 год (740 млн. тенге) и все заработанные средства будут уходить на покрытие расходов компании. Надо отметить, что если даже рассматривать гипотетически доход компании в качестве источника погашения, то можно заметить, что его также не будет хватать для погашения основного долга и процентов по кредиту на водовод (например, доход за 2023 год покроет только 30% от ОД и процентов за первый год обслуживания долга).

Таким образом, ТОО «Магистральный водовод» не будет способно обслуживать данный долг по водоводу в текущих реалиях. В результате, компания КТО будет вынуждена обслуживать весь долг за дочернюю компанию, что существенно ухудшит операционные показатели компании КТО в части прибыли и денежных потоков, что отрицательно отразится на будущих дивидендных потоках компании и приведет к обвальному падению цены на акции КТО, что, в свою очередь, приведет к убыткам миноритарных акционеров и ЕНПФ-крупнейшего акционера КТО после КМГ (напомним, ЕНПФ управляет пенсионными активами всех граждан РК и должен принимать меры по увеличению доходности по пенсионным активам).

Выигрыш тендера компанией ТОО «Ренко-Кат»: данная компания никогда не занималась строительством трубопроводов и не имеет по нашей информации соответствующей материально-технической базы (оборудования, трубоукладчиков и другой спецтехники), когда как в тендере участвовали другие предприятия (см. список компаний, участвовавших в тендере, в приложении 1), которые имеют соответствующую материально-техническую базу, а также имеют опыт строительства сложных объектов и предложили меньшую стоимость. ТОО «Ренко-Кат» специализируется в гостиничном деле в Атырауской области (управление гостиницами). В целом, непонятно, почему тендер был отдан компании с иностранным участием (итальянским), а не казахстанским компаниям. А также почему были проигнорированы ценовые предложения компаний, которые имеют опыт строительства сложных объектов и предложили меньшую стоимость (были тендерные предложения на почти 7,3 млрд. тенге меньше предложения ТОО «Ренко-Кат»).

Возможное завышение реальной стоимости строительства и обслуживание долга по данному социальному проекту ухудшит операционные показатели АО «Казтрансойл» в части будущей прибыли и денежных потоков, что может подорвать стабильность компании и отрицательно отразиться на будущих дивидендных потоках компании для государства, ЕНПФ и миноритарных акционеров и может привести к обвальному падению цены на акции АО «Казтрансойл». В связи с этим, мы, как миноритарные акционеры АО «Казтрансойл», намерены требовать выкупа акций по балансовой стоимости и выплаты дивидендов за 2021 год.

 

Акционеры АО «Казтрансойл»:

1. Ликоренко Ю. Б.

2. Архипов Д. А.

3. Капасов Р. О.

4. Ганимурат Н.

5. Аубакиров К. К.

6. Ташимов К. Т.

7. Шапошников А. А.

8. Абдукаримов А. К.

9. Ыскак О. Т.

10. Зербаев А. А.

11. Тажикенов С. О.