05.01.2020
Дивидендная история КазТрансОйла

КазТрансОйл (КТО) не всегда вызывал сомнения у инвесторов в инвестиционной привлекательности своих акций. Под занавес года мы хотели бы вспомнить все то лучшее, что связано с деятельностью этой компании. А лучшее было связано с семилетней дивидендной историей.

Первые дивиденды компания начала платить после своего народного IPO, состоявшегося в декабре 2012 года (цена размещения составила 725 тенге за акцию). Тогда размер дивиденда, уплаченного в 2013 году, составил 75 тенге. Пик выплат пришёлся на 2018 год - 160 тенге на акцию был выплачен дивиденд за 2017 год. А в текущем году тенденция роста дивидендных выплат прервалась (на графике это видно). Реакция инвесторов не заставила ждать - котировки акций КТО ушли на юг. 

Но не только сокращение дивидендных выплат обрушило капитализацию КТО. Удар ниже пояса нанес мажоритарный акционер в лице государства. В декабре 2018 года был принят новый закон о естественных монополиях, который жёстко ограничивает внутренние тарифы всех субъектов естественных монополий (фактически сводя рентабельность к нулю), независимо от профиля деятельности и ее влияния на инфляцию. Тарифная политика наложилась тяжёлой плитой на объёмы транспортировки нефти КТО, у которых не так много шансов расти в ближайшие годы. Вся большая нефть (Кашаган, Карачаганак, Тенгиз) Казахстана уходит через систему Каспийского трубопроводного консорциума. КТО остаётся нефть со старых месторождений, большую часть которой компания транспортирует на казахстанские НПЗ по утверждённым графикам и минимальным тарифам. Сюрпризы в работе компании добавляют непредсказуемость курса тенге и "изгибы" корпоративного управления. Результатом того, о чем мы рассказали, является неопределённость вокруг будущего КТО. А инвесторы, как известно, не боятся рисков - они боятся неопределённости.