09.04.2024
Государство Казахстан должно стать «хорошим акционером в тех компаниях, где уже присутствует»

Это означает, что не миноритарные акционеры должны первыми требовать возврата на вложенный капитал (через дивиденды и рост рыночной капитализации), а правительство как конечный бенефициар мажоритарной доли в публичных компаниях с госучастием.

Если в ключевые показатели эффективности (KPI) перед правительством и «Самрук-Казына» поставить вхождение Казахстана в международные биржевые индексы (MSCI, FTSE), достижение этой цели существенно увеличит интерес глобальных инвесторов к экономике нашей страны.

Об этом в интервью правительственному изданию «Литер» сказал исполнительный директор Ассоциации QAMS Данияр Темирбаев.

- Какова в целом ваша оценка состояния фондового рынка в Казахстане?

- Состояние фондового рынка Казахстана характеризует наша позиция на биржевой карте мира. Казахстан относится к «пограничным» - фронтирным (Frontier Markets) рынкам, особенностью которых является низкая ликвидность, дефицит эмитентов (индекс биржи KASE состоит всего из десяти акций), неразвитая база институциональных инвесторов (фактически один ЕНПФ), слабый уровень корпоративного управления.

   Казахстан не представлен в глобальных биржевых индексах, таких, как MSCI, FTSE. Это значит, что нашей страны нет на радарах международных портфельных инвесторов. По сути, мы находимся в «предбаннике» развивающихся рынков.

   Но есть плюс в такой «недоразвитости» - она создает большой потенциал роста для зарубежных и локальных инвесторов, у которых повышенный риск-аппетит и есть лимиты на Казахстан, в последнем случае речь о зарубежных институциональных инвесторах. 

   Кроме того, есть позитивные сдвиги в развитии рынка. Драйверами выступают успешные IPO - например, финтех-платформы Kaspi, акции которой уже представлены на высоколиквидном рынке NASDAQ. База розничных инвесторов в Казахстане насчитывает на сегодня более 1,5 млн инвестиционных счетов, большая часть из них открыта в период проведения IPO/SPO компаний группы «Самрук-Казына».

- Какова оценка прозрачности корпоративного сектора страны?

- В Казахстане нет очевидной премии за корпоративную прозрачность. Отсутствует система стимулов и мотиваций для раскрытия в полном объеме значимой для инвесторов информации. Возможно, это связано с присутствием государства во всех сферах экономики и распространением в этой связи «тендерпренерства» - бизнеса на тендерах, не заинтересованного в привлечении инвестиций и развитии конкуренции. Конкуренция сводится к соревнованиям за доступ к бюджетным средствам.

- Защита прав миноритарных акционеров, как с этим обстоят дела в Казахстане?

- Важно не только наличие законодательства, защищающего права миноритарных инвесторов. Не менее важно применение права на практике, в первую очередь в судах.

Если в сфере законодательства сделаны определенные шаги, например, по предложению Ассоциации QAMS внесены поправки в закон об АО, то в правоприменительной практике подвижек мы не наблюдаем. Почти нет судебных кейсов, когда решение принималось бы в пользу миноритариев. Могу вспомнить только кейс “Миноритарий vs KazTransCom” – редкий случай, когда акционер с небольшой долей акций добился справедливости в суде.

Что касается независимых директоров, которые должны работать, в том числе, в интересах миноритарных акционеров, в нашей стране этот институт имеет формальный характер. Есть расхожая шутка в экспертной среде: «от кого нужно зависеть, чтобы стать независимым директором в Казахстане?». Можно вспомнить только один кейс, когда независимые директоры встали на защиту миноритариев – при выкупе акций «Разведки Добычи КазМунайГаз». Этих независимых директоров до завершения buyback заменили на более сговорчивых.

Права миноритарных акционеров начинаются с коммуникаций с менеджментом компаний. Здесь ситуация такая, что нас уже слушают, но пока не слышат. Я говорю про публичные компании группы «Самрук-Казына», поскольку в индексе KASE их семь из десяти эмитентов. Так скажем: у нас есть диалог (это уже не безнадежно), но этот диалог пока не «конвертируется» в понимание госменеджмента, что защита прав миноритариев – это не абстрактная вещь, а необходимое условие для инвестиционной привлекательности компаний и страны в целом.

В феврале прошлого года члены Управляющего совета Ассоциации QAMS провели встречи с представителями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Азиатского банка развития. Обе они были посвящены вопросам корпоративного управления. Одним из ключевых вопросов от собеседников был аналогичный вашему: как обстоят дела с защитой прав миноритариев в Казахстане?

- Какие первоочередные шаги нужно предпринять для развития фондового рынка и защиты прав миноритариев? В целом, какими видятся перспективы развития фондового рынка страны?

- Фондовый рынок, даже находящийся в начальной стадии развития, - индикатор состояния экономики. В нашем случае он отражает сырьевую направленность промышленности и преобладание государства во всех сферах экономической жизни. Как я уже сказал, 70% компаний из индекса KASE с госучастием.

   Из первоочередных мер я бы назвал разгосударствление и развитие частного предпринимательства путем, в том числе, ограничения монополий. Пора от слов перейти к делу – не в пять лет по чайной ложке сокращать долю государства в корпоративном секторе, а придать этому процессу динамику через госконтроль реализации намеченных планов, анализ: почему те или иные поручения не исполняются.

   Важно, чтобы государство само стало хорошим акционером в тех компаниях, где уже присутствует. Это означает, что не миноритарии должны первыми требовать возврата на вложенный капитал (через дивиденды, рост рыночной капитализации), а правительство как конечный бенефициар мажоритарной доли. А Высшая аудиторская палата должна внимательно отслеживать вопросы доходности на каждый инвестированный квазигоскомпаниями тенге.

   Этого добиться можно посредством постановки соответствующих ключевых показателей эффективности (KPI) перед правительством и «Самрук-Казына». Например, в KPI правительства с каскадированием на органы управления «Самрук-Казына» можно было бы включить цель вхождения Казахстана в международные биржевые индексы в ближайшие три года. Достижение этой цели существенно увеличит интерес глобальных инвесторов к экономике нашей страны.

- Не секрет, что отечественный рынок, если сравнивать с мировыми площадками, мягко говоря, небольшой. Тому есть наверняка много объяснений. Среди них, в том числе, предполагается консерватизм населения, когда среднестатистический казахстанец готов вложить средства в такие традиционные инструменты, как покупка недвижимости или валютный банковский депозит, а не в ценную бумагу. Как изменить ситуацию?

- Фондовый рынок Казахстана небольшой по размерам не по причине консерватизма населения, а в силу институциональных ограничений, которые можно ликвидировать при наличии политической воли.

   Приведу пример, Kaspi с момента IPO в Лондоне (состоялось осенью 2020 года) достиг рыночной стоимости почти $25 млрд. А еще 3,5 года назад после IPO стоил чуть более $6 млрд. Это частный бизнес без госучастия. Менеджмент Kaspi ориентирован на инвестиционную привлекательность, интересы акционеров. Для этого компания не только платит дивиденды, проводит обратный выкуп акций, но и добилась листинга на американской бирже NASDAQ. Инвесторы по достоинству оценивают такие шаги.

   Что мешает менеджменту публичных компаний «Самрук-Казына» также эффективно работать в интересах акционеров? Почему государство как самый крупный акционер не требует этого от госменеджеров?

- В стране сейчас две биржи – KASE и AIX, есть идея их объединить. С точки зрения держателей акций – это плохо или хорошо, и какая схема функционирования бирж будет оптимальна для участников рынка?

- Для инвесторов ключевой вопрос – ликвидность. На малоликвидном рынке существование двух фондовых бирж, которые конкурируют между собой за эмитентов ценных бумаг в условиях их дефицита, само по себе несет деструктивный заряд. Наш рынок такую «конкуренцию» не переживет.

   Вопрос не только в наличии двух фондовых бирж. Он еще глубже: в Казахстане фактически два фондовых рынках, две юрисдикционные среды, два финансовых регулятора (АРРФР и AFSA). Если биржи могут юридически объединить через создание над ними холдинговой структуры, как это у нас принято, то что делать с двумя рынками – денежным и ценных бумаг?