07.11.2022
IPO "КазМунайГаза": вопросы, которые необходимо прояснить "на берегу"

Казахстанская Ассоциация миноритарных акционеров (QAMS) поддерживает проведение IPO национальных компаний как важный шаг в сторону общественного контроля посредством акционерной собственности и реализации прав акционера. В контексте предстоящего IPO АО "КазМунайГаз" (КМГ) речь может также идти о форме справедливого распределения национальных богатств Казахстана через дивидендные выплаты.

Мы рады, что инициатива QAMS "Общественный контроль национальных компаний через инструменты фондового рынка", направленная на рассмотрение в госорганы в феврале т. г., находит практическое применение.

Кроме того, сообщество миноритарных инвесторов приветствует обратный выкуп доли в Кашаганском проекте. Данная сделка, заключенная с материнским холдингом "Самрук-Казына" на выгодных для КМГ условиях, позволяет существенно расширить ресурсную базу компании.

Вместе с тем у потенциальных индивидуальных инвесторов, граждан Казахстана, имеется ряд вопросов, связанных с предстоящим IPO, которые требуют прояснения "на берегу":

1. Уровень коммуникаций с миноритарными акционерами в группе компаний АО "Самрук-Казына" вызывает недоверие. Подтверждением являются: 1) обвальное падение цены акций АО "КазТрансОйл" (ниже цены "народного IPO") в результате пятикратного сокращения дивидендов, ставшего неожиданным для рынка; 2) игнорирование запросов миноритариев и просьбы председателя Общественного совета "Самрук-Казына" Болата Жамишева о раскрытии отчета KPMG, послужившего экономическим обоснованием сделок по продаже Казахтелекомом 24% акций в АО "Kcell". Какие меры будут приниматься для усиления защиты миноритарных акционеров и повышения корпоративной прозрачности?

2. Доходы КМГ критически зависимы от цен на нефть, в то время как расходы компании сопряжены с вопросами обоснованности и прозрачности тендерных процедур. Показательным кейсом является тендер АО «КазТрансОйл» на закупку услуг по строительству водовода на сумму 98 млрд тенге. Данная закупка существенным негативным образом может повлиять на будущие денежные потоки компании, а, следовательно, на инвестиционную привлекательность ее акций. Каким образом планируется оптимизировать расходы публичных квазигосударственных компаний? Планируется ли в этом направлении учесть интересы миноритариев?  

3. Что делается для того, чтобы предотвратить вероятный конфликт между интересами частных акционеров КМГ, заинтересованных в рыночной эффективности компании (оптимизации расходов, росте положительного финансового результата, возврата на вложенный капитал), и Правительства, использующего национальные компании как второй бюджет для решения социальных вопросов и краткосрочных задач?

4. Учитывают ли ключевые показатели эффективности (KPI) управленческого персонала КМГ вопросы прибыльности на одну акцию, дивидендной отдачи для акционеров? Предлагается внедрить следующий принцип: сокращение выплат в пользу акционеров КМГ (дивидендов) должно сопровождаться соразмерным сокращением вознаграждения управленческому персоналу.

5. Будут ли учтены ли в цене IPO текущие риски, включая вероятность системного ограничения экспорта казахстанской нефти?

6. Какая работа проведена с непрофильными активами компании: отель Кемпински, охотничьи хозяйства, бани и сауны и т. д.?  

7. В настоящее время независимые директоры в группе «Самрук-Казына» фактически назначаются мажоритарным акционером, а институт независимых директоров носит номинальный характер. Планируется ли внедрение прозрачной системы отбора независимых директоров в «Самрук-Казына», учитывающей интересы всех заинтересованных лиц (стейкхолдеров), включая миноритариев?

8. Будет ли возможным подавать заявку на покупку акций КМГ через брокеров, зарегистрированных в МФЦА? Кроме того, в целях расширения инвесторской базы возможно ли участие в IPO КМГ граждан Казахстана через иностранных брокеров, в том числе работающих в формате удалённого членства на AIX и KASE?

9. Каков будет механизм по предотвращению концентрации пакета акций КМГ на вторичном рынке? Предлагается законодательным путем обязать раскрывать информацию о конечном бенефициаре (лица или связанных лиц) 1% и более простых акций.

10. Планируется ли использовать опыт АО "Казатомпром" по поэтапному сокращению госпакета посредством IPO и последующих вторичных размещений акций (SPO) – в зависимости от накопления спроса?