В последние два года микрофинансовые организации (МФО) все чаще выходят на биржи KASE и AIX с выпусками облигаций. При этом предлагая инвесторам доходность гораздо привлекательнее, чем ставки по депозитам.
Что стоит за этой тенденцией? И на какие ключевые моменты (риски) стоит обратить внимание инвесторам, рассматривающим возможность покупки данных долговых бумаг?
На эти вопросы отвечают аналитики BCC Invest:
🌱 До выхода на фондовый рынок МФО на Казахстанкой фондовой бирже были очень редкие истории с высокой доходностью. При этом МФО имеют высокую маржинальность бизнеса, и готовы платить высокие проценты на привлекаемое финансирование.
До 2020 года основными источниками финансирования МФО служили средства акционеров и займы со стороны банков. Однако оба эти источника имеют ограничения. Средства акционеров ограничены, и не всегда их объем достаточен для поддержки масштабного развития. Банковские же кредиты требуют залоговой базы, которая есть не у всех игроков рынка. Поэтому для диверсификации источников финансирования МФО активно начали выходить на облигационный рынок, так как облигации позволяют без залогов получить средства, основной платеж по которым будет в конце срока обращения.
Скорее всего, рынок облигаций МФО и дальше будет активным: кто-то будет финансировать дальнейший рост, кто–то - рефинансироваться («роллить») свое заимствование.
🌱 В качестве рекомендации для потенциальных инвесторов при анализе нового для них инструмента предлагается идти поэтапно по принципу "от общего к более детальному".
Первый этап: ознакомиться с тизерами - брокерские компании при предложении облигаций готовят краткую информацию о выпуске и эмитенте. Это позволяет определить, устроит ли Вас предлагаемая доходность и срок обращения облигации, а также кратко ознакомиться с профилем заемщика.
Второй этап: подробно ознакомиться с инвестиционным меморандумом, который размещается на сайте биржи по каждому эмитенту. Законодательно предусмотрена высокая степень раскрытия ключевой для инвестора информации при листинге облигации эмитента. Из инвестиционного меморандума можно узнать структуру владения, бенефициаров компании, ключевые сделки компании на дату листинга, информацию о менеджменте, историю компании и т.п.
Третий этап: анализ финансовой отчетности. Здесь самое важное, чтобы компания умела управлять своим кредитным портфелем (основной показатель - это доля NPL, то есть неработающих займов), а также не была сильно загружена обязательствами (соотношение обязательств к капиталу должно быть не более 7).
Другим ключевым параметром является залоговая политика компании - насколько займы обеспечены залогами.
В целом, необходимо отдавать предпочтение компаниям, которые на рынке не менее 5 лет (отлаженные бизнес–процессы), имеют рейтинг от международного рейтингового агентства (на получение рейтинга идут компании, которые планируют долгосрочное присутствие на рынке), консервативную кредитную политику (выдают залоговые займы) и низкий уровень просрочек по кредитам.
@qztrd