31.05.2023
Не пора сменить руководство Казахтелекома?

Нужны ли "Самрук-Казына" частные акционеры в дочерних компаниях? Текущая модель корпоративного управления в группе не учитывает интересы миноритарных акционеров.

Зачем 5G, если толком не работает 4G? С такими вопросами к "Самрук-Казына" на годовом общем собрании акционеров Казахтелекома обратился исполнительный директор Ассоциации QAMS (акционер Казахтелекома) Данияр Темирбаев.

Полный текст обращения

В соответствии со статьей 14 закона РК «Об акционерных обществах», от имени акционеров, интересы которых представляю на ГОСА, хотел бы выступить с обращением к мажоритарному акционеру АО «Казахтелеком».

Уважаемые представители Правления и Совета директоров АО «Самрук-Казына»!
АО «Казахтелеком» (далее - Компания) является:
Публичной компанией с 25-летней историей листинга на KASE с октября 1997 года.
Зрелой компанией, которая имеет все возможности для возврата капитала акционерам через рост дивидендных выплат.
Одной из приоритетных целей для любой публичной компании является создание акционерной собственности. Однако, судя по рыночной капитализации Компании (с декабря 2006 г., момента «народного IPO», в тенге практически не изменилась), приоритетом для менеджмента Казахтелекома данная цель не являлась и не ставилась.
При этом руководство Компании считает, что акции эмитента недооценены рынком (мультипликатор P/E составляет 2.6, ценные бумаги торгуются ниже балансовой стоимости), но не прилагает необходимых усилий.

В связи с этим у миноритарных акционеров возникают вопросы к мажоритарию: является ли рост акционерной стоимости АО «Казахтелеком» (и других публичных дочерних организаций) приоритетом для органов управления «Самрук-Казына» (далее - Фонд)?
Если ответ утвердительный, то:
Какие конкретно шаги будут сделаны в этом направлении?
Почему «Самрук-Казына» не ведет себя по отношению к дочерним компаниям как акционер, требуя, в том числе, дивидендной отдачи на госдолю акций?
Если же Компания считается недооцененной, по какой причине не рассматривается обратный выкуп акций?

Не пора сменить руководство Казахтелекома, назначенное в марте 2010 г.?

Ключевой вопрос, который требует системного ответа: нужны ли Фонду частные акционеры в дочерних компаниях «Самрук-Казына»?

Текущая модель корпоративного управления в группе Фонда не учитывает интересы миноритариев.

Что касается зрелости Компании, то именно с ней связаны остатки инвестиционного интереса к акциям эмитента, несмотря на проблемы с ликвидностью рынка по данной бумаге.

За последние два года (2020-2021) дивидендные выплаты со стороны Казахтелекома возросли кратно (для сравнения: за 2019 г. – 778.11, 2020 г. – 1730.88, 2021 г. – 3590.39 тенге на акцию). Однако будущее дивидендов поставлено под угрозу в связи с планами капитальных затрат в развертывание сети 5G, поскольку Казахтелеком является контролирующим участником в АО «Kcell» и ТОО «Мобайл телеком сервис» (победители тендера).

В связи с этим у миноритарных акционеров возникают вопросы к мажоритарию:Зачем вообще инвестировать в 5G, если даже в крупных городах Казахстана некачественная связь 4G?
Каким образом капзатраты по проекту повлияют на дивидендные возможности Казахтелекома?
Является ли возврат на вложенный капитал через дивидендные выплаты приоритетом для Фонда? Если да, то как «Самрук-Казына» намерена добиваться выполнения этой цели?

Кроме того, миноритариев Казахтелекома интересует:
Каковы планы в отношении доли в АО «Kcell» и ТОО «Мобайл телеком сервис»? Какая из этих компаний будет продана в рамках демонополизации рынка?
На какой стадии находится передача госдоли в АО «Kcell» из ведения Комитета госимущества и приватизации в собственность «Самрук-Казына»?