28.09.2023
Недооцененность публичных компаний, контролируемых "Самрук-Казына", связана в первую очередь с недостатками корпоративного управления

Включение Казахстана в индекс MSCI должно стать среднесрочной стратегической целью Фонда  

Казахстанская Ассоциация миноритарных акционеров (QAMS) обратилась к руководителям Совета директоров, Правления, а также независимых директорам АО «ФНБ «Самрук-Казына» с вопросами и предложениями относительно перспектив улучшения корпоративного управления в группе.

Данное обращение является результатом накопленного опыта коммуникаций между менеджментом и миноритарными акционерами публичных компаний Фонда.

Ниже представлен текст обращения.

***

Мы убеждены, что: 

Факт существования Общественного совета при «Самрук-Казына» свидетельствует о недоверии в целом к системе корпуправления группы. Подобные органы-«пристройки» не должны стать подменой контроля эффективности корпуправления со стороны акционеров, Советов директоров, регулирующих органов, внешних аудиторов и рыночных сил. 

Недооцененность публичных компаний, контролируемых Фондом, связана в первую очередь с недостатками корпуправления.

В то же время Фонд имеет все возможности для внедрения  в Казахстане эталонного корпуправления. Этого можно добиться путем вовлечения в процесс совершенствования корпуправления частных акционеров, в том числе граждан Казахстана.               

Ключевым на сегодняшний день выступает вопрос «Является ли повышение рыночной капитализации публичных компаний приоритетом для Фонда?». Если ответ утвердительный, то какие конкретно шаги Фонд намерен предпринять в этом направлении?

Целеполагание как отправная точка    

Мы считаем, что:

Прирост акционерной собственности должен стать ключевой целью менеджмента публичных компаний группы. В этой связи в системе KPI публичных эмитентов большая доля должна приходиться на показатель, привязанный к рыночной капитализации компаний - с поправкой на внутренние и внешние условия рынка (с использованием бенчмарка). 

Стейкхолдеры публичных компаний Фонда, включая миноритариев, должны быть информированы относительно постановки KPI, а также контроля за их исполнением. 

Необходимо ставить вопрос об ответственности менеджмента за неисполнение KPI, привязанных к рыночной стоимости активов. 

Необходимо внедрять инструменты долгосрочной мотивации ключевого персонала. Бонусная часть вознаграждения должна быть представлена в виде опционов на акции.

Каково видение Фонда в отношении путей вхождения Казахстана в международный биржевой индекс MSCI? 

Мы считаем, что включение РК в индекс MSCI должно стать среднесрочной стратегической целью «Самрук-Казына». 

Управление коммуникациями с инвесторами = управление рыночной стоимостью активов      

Все больше компаний Фонда становятся публичными, однако уровень коммуникаций с инвесторами остается низким.

Имеется ли видение, как улучшить IR по группе? Есть ли понимание в «Самрук-Казына», что через систему коммуникаций с частными акционерами менеджмент управляет капитализацией эмитентов долевых ценных бумаг? Понимают ли в Фонде, что непоследовательность корпоративных решений (кейс «дивиденды Казахтелекома за 2021, 2022 гг.») негативно отражается на инвестиционной привлекательности компаний группы?

Мы также полагаем, что негативно на долгосрочной стоимости компаний Фонда сказывается частая смена менеджмента, поскольку это лишает инвесторов возможности оценить эффективность реализации стратегий и планов. 

Кроме того, на наш взгляд, по компаниям с относительно стабильными и регулируемыми (через утверждаемые государством тарифы) денежными потоками – таким, как АО «КазТрансОйл», - может быть и должна быть обеспечена дивидендная предсказуемость. Существенный гэп между ожиданиями по дивидендам и фактическим размером дивидендов в таких случаях - недостаток коммуникаций с инвесторами.

Возможности правовой инфраструктуры  МФЦА должны быть максимально использованы         

Предлагается максимально использовать правую инфраструктуру МФЦА, поскольку английское общее право зарекомендовало себя как наиболее комфортное для функционирования финансовых, прежде всего, фондовых рынков. В этой связи предлагаем рассмотреть возможность внедрения подсудности суду МФЦА споров с участием инвесторов, в том числе держателей долевых и долговых ценных бумаг компаний Фонда.

Кроме того, мы убеждены, что в рамках развития МФЦА все публичные компании «Самрук-Казына» должны быть представлены в листинге биржи МФЦА (AIX).

Повышение роли независимых директоров    

В квазигосударственных компаниях группы «Самрук-Казына» Советы директоров зачастую недостаточно разнообразны, не учитывают интересы всех заинтересованных сторон, в том числе частных акционеров. Кроме того, наблюдается недостаточное участие акционеров в процессе принятия решений, что может приводить к снижению доверия к управлению компаниями и ухудшению их финансового состояния.

В этой связи необходимо повышать роль миноритарных акционеров в системе отбора и избрания независимых директоров. Институт независимых директоров должен стать реально работающим механизмом в Казахстане по защите прав миноритариев.

Бюджет компаний Фонда не равно госбюджет       

Публичные компании Фонда – корпоративные структуры, в капитале которых присутствуют частные акционеры, в том числе граждане РК. Интересы миноритариев совпадают с интересами государства, если оно действует как акционер в компаниях, где обладает долей.        

Мы убеждены, что необходимо ввести законодательный запрет на финансирование публичными компаниями Фонда социальных проектов в виду их заведомой убыточности, непрозрачности процедур и создания ненужной альтернативы бюджетному процессу, регулируемому бюджетным законодательством.

Социальные проекты, по нашему мнению, могут финансироваться из специального фонда при «Самрук-Казына», который в том числе будет пополняться за счет дивидендов на госпакеты.

Вопросы относительно управления активами Фонда       

Каково видение Фонда в отношении госдоли (80%) в АО «Казахтелеком»? Планируется ли сокращение госпакета до 51% (что также обеспечивает контроль) – путем, например, SPO? 

Будет ли Фонд добиваться возврата 24% акций АО «Kcell», проданных структурам Jusan, о чем было заявлено в прошлом году? 

Демонополизация рынка телекоммуникаций: в какие сроки, какой пакет акций Tele2/Kcell планируется вывести на рынок? Каков будет механизм продажи акций? 

Будущее АО «КазТрансОйл» как публичной компании: если компания не вернется к дивидендной привлекательности, рассматривается ли сценарий добровольного делистинга с дальнейшим выкупом акций?