19.12.2024
Об IPO КТЖ: не бежать перед паровозом - мнение QAMS

На вопросы агентства "Интерфакс-Казахстан" относительно возможного в 2025 году IPO АО "Қазақстан темір жолы" (КТЖ) ответил исполнительный директор Ассоциации QAMS Данияр Темирбаев. 

- Как вы оцениваете выход КТЖ на IPO? Насколько он нужен, и будет ли он пользоваться спросом?

- IPO КТЖ так долго откладывалось, что лучше не бежать перед паровозом. Сейчас важнее не само по себе IPO, а то, как оно будет проведено. Успеют ли сделать make up, чтобы компания стала привлекательной для портфельных инвесторов? Что будет с субсидированием убыточных видов деятельности, социальной нагрузкой? Какова будет тарифная политика в обозримой перспективе? КТЖ для государства – это бизнес или продолжение профильного министерства? Это те вопросы, на которые нужно ответить до IPO.

   Не забываем также, что у КТЖ существенная долговая нагрузка, при этом предстоят большие капитальные затраты в обновление путей и подвижного состава. Это значит, что компании нужны деньги, и привлечение долевого капитала выглядит разумным решением. Но частные инвесторы не готовы будут вкладывать капитал, если не получат исчерпывающую информацию: 1) в чем инвестиционная идея акций КТЖ; 2) какую возвратность на капитал в какие сроки они получат.

   Допускаю, что возможное IPO КТЖ привлечет внимание инвесторов в случае реструктуризации компании, результатом которой станут выведение убыточных, а также непрофильных активов, прекращение перекрестного субсидирования, прозрачная долгосрочная тарифная политика государства и сокращение долговой нагрузки.    

   До IPO должны быть решены вопросы демонополизации рынка железнодорожных перевозок, чтобы снять регуляторные риски для инвесторов. Не должно быть так: IPO провели, а потом новые акционеры узнают из СМИ, что антимонопольные органы настаивают на выведении из состава КТЖ компаний "Кедентранссервис" и "КТЖ Экспресс" на том основании, что они должны быть в конкурентном рынке.          

   Необходимо также учесть опыт IPO Air Astana – важно не переоценить КТЖ для первичного размещения бумаг. Кроме того, инвесторы должны видеть перспективы дивидендных выплат – локальный рынок любит дивидендные истории.

   Каким бы ни было IPO такого крупного стратегического актива как КТЖ, оно даст сигнал рынку: готово ли государство к привлечению частного капитала через прозрачные механизмы или нет.                                                 

- Как повлияет IPO на деятельность компании и на конечного потребителя?

- В публичных компаниях ответственность менеджмента перед акционерами гораздо выше, чем в компаниях, чьи акции не представлены на открытом рынке. Это связано с появлением в капитале частных акционеров, которые во всех случаях требуют возврата на вложенный капитал.

   Однако не всегда IPO ведет к повышению уровня корпоративного управления, особенно если речь идет о квазигосударственных компаниях. Это мы видим на примере таких эмитентов, как "КазТрансОйл", "Казахтелеком", где в ряде случаев интересы миноритарных акционеров были проигнорированы.

   Определенно можно сказать, что злоупотребления менеджмента и плохое корпоративное управление выявляются после IPO. Пока компания не находится на радарах широкой базы инвесторов, сложно получить представление, что там происходит.            

- В госфонде "Самрук-Казына" сообщили агентству "Интерфакс", что проведение IPO на Лондонской бирже (London Stock Exchange) является наиболее вероятным. Как бы вы прокомментировали выбор данной торговой площадки? Будет ли спрос на акции КТЖ на LSE? Или следует рассмотреть другие биржи и почему? 

- Для потенциальных инвесторов важна ликвидность рынка. LSE – гораздо более ликвидная площадка, чем биржи KASE и AIX. Но так бывает не всегда. Например, по акциям Air Astana основная ликвидность сосредоточена на KASE – там проходят основные объемы сделок. В отличие от Лондона, где фиксировались дни, когда не было ни одной сделки по акциям этой авиакомпании.

   Я считаю, что оптимальным было бы провести IPO сначала на KASE и AIX с дисконтом к оценочной стоимости, а уже позже – на LSE. Это даст возможность заработать на IPO КТЖ внутренним инвесторам, в том числе розничным - гражданам Казахстана. На сегодня это сформировавшаяся база инвесторов в нашей стране с количеством инвестиционных счетов более 4.8 млн - в отличие неразвитой базы институциональных инвесторов, представленной преимущественно ЕНПФ.  

   Что касается перспектив "лондонского IPO" КТЖ, все будет зависеть от сентимента на рынках в момент размещения бумаг. Международные инвесторы смотрят, прежде всего, на страновые риски. А Казахстан воспринимается ими как часть общего экономического пространства с Россией – со всеми вытекающими отсюда рисками.                

- В рамках приватизации предварительно рассматривается продажа акций в диапазоне от 10% до 25% от общего количества размещенных акций, уточнили в госфонде "Интерфаксу". Как бы вы прокомментировали долю реализации от общества количества размещенных акций?

- Если говорить о тройном листинге (KASE, AIX, LSE), то оптимальной была бы продажа в конечном итоге до 25% акций КТЖ. Можно рассмотреть такую структуру размещения бумаг: до 10% (в зависимости от спроса) – в форме IPO и, возможно, последующего SPO на локальных биржах, позже – до 15% на LSE.