Об этом CEO Air Astana сообщил на конференц-колле по итогам первого полугодия 2024 г. Расшифровка конференц-колла доступна по ссылке, которую любезно предоставила IR-служба авиакомпании телеграм каналу QAMS QazTrading.
Другие ключевые пойнты с конференц-колла:
✔️ Планы по флоту до конца 2024 г.: на три самолета больше, чем планировалось (️рост до 59 судов), к началу 2025 г. все Embraer покинут флот – останутся только Boeing, Airbus.
✔️ Поставка Boeing 787 Dreamliner переносится с марта на самое раннее - декабрь 2025 г. Вероятно, второй самолет прибудет в 2026 г., а прибытие третьего может быть отложено до конца 2026 г. или 2027 г.
Нью-Йорк рассматривается как направление для Dreamliner.
В течение следующих 12-18 месяцев рассматриваются другие новые направления, не обязательно связанные с Boeing 787: Вьетнам, Малайзия, Сингапур и Япония.
В Гонконг летать нет планов. Но есть планы по Китаю, возможно, на юг КНР.
✔️ О дивидендах
Согласно проспекту эмиссии, опубликованному до IPO, за 2023 год дивиденды не предполагались.
В среднесрочном периоде рассматривается возможность выплаты до 20% от чистой прибыли, начиная с 2025 г. (по итогам 2024 г.).
✔️ О конкуренции с VietJet (приобрела Qazaq Air)
Пока нет подтверждения, что VietJet намерена поставить в Казахстан два самолета A320 осенью. Возможно, они поставят еще пару самолетов в 2025 году. Но такое количество самолетов не может составить конкуренцию.
❗️Создать авиакомпанию - это не вопрос доставки самолетов. Нужно найти экипажи, инженеров, разработать программу технического обслуживания.
Спрос на персонал в Казахстане высок. Многие из лучших специалистов отрасли уже работают в Air Astana.
Цитата П.Фостер:
"Идет ли речь о внутренней конкуренции или о растущей международной конкуренции со стороны большего числа иностранных перевозчиков, совершающих рейсы в Казахстан, мы можем справиться с конкуренцией".
✔️ Исходя из данных на конец июня, ожидается более высокий уровень бронирования в третьем квартале. Коэффициент загрузки по итогам 2024 г, как ожидается, будет соответствовать уровню 2023 г.
✔️ Новый терминал аэропорта Алматы расширит возможности Air Astana на международных направлениях, а для FlyArystan - снимет ограничения на внутренних маршрутах.
✔️ Падение объемов перевозок в Европе (на 8%) компенсировано сильным ростом на Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии, Таиланде, Индии, возвращением на рынок Китая и сильным ростом внутреннего рынка.
📈 Из финансовых показателей за первое полугодие 2024 г. (сравнение с таким же периодом 2023 г.):
✔️ Объем предельных пассажиро-километров (ППКМ) +12%,
✔️ Доход на ППКМ +1 %,
✔️ Расходы на ППКМ (одни из самых низких в сравнении с международными авиакомпаниями) +2,5% до 6,21 цента США по группе Air Astana (включая FlyArystan),
✔️ Денежные средства к выручке выросли до 33.9% с 26.1%,
✔️ Чистый долг (финансовый и операционный лизинг - $825.5 млн) к EBITDAR снизился до 1.4 с 1.5.