03.02.2022
Почему "Самрук-Казына" не хочет становиться публичной компанией?

Почему "Самрук-Казына" не хочет становиться публичной компанией. Исполнительный директор QAMS Данияр Темирбаев ответил на вопросы informburo.kz

– Почему "Самрук-Казына" много лет подряд откладывает выход на IPO?

– Я думаю, есть две составляющих, первая, превалирующая, – неформальное влияние в нашей экономике определённых групп, которые не заинтересованы, чтобы компании "Самрук-Казыны" становились публичными.

Когда компания выходит на биржу, повышаются стандарты раскрытия информации, она сразу попадает в поле зрения инвесторов, средств массовой информации, социальных сетей, и остаётся гораздо меньше возможностей для "манёвров", например, с закупками или административными расходами.

Вторая причина – менеджмент дочерних компаний не хочет на IPO, потому что им гораздо удобнее отчитываться в уютном кабинете правительства или отраслевого министерства. А когда появляется масса акционеров, приходится отчитываться перед большой аудиторией квалифицированных инвесторов, которые задают неудобные вопросы.

В чём плюсы для государственных компаний при выходе на рынок?

Эффективность деятельности публичных компаний оценивается рынком – по биржевым котировкам. Ты всегда знаешь, сколько стоит компания в данный момент. Это первое преимущество, почему выход на биржу важен.

Второй момент: корпоративное управление в публичных компаниях значительно более продвинутое, чем в закрытых.

Ещё один важный момент: наличие большого количества публичных компаний, большого количества акций многих компаний в обращении, конечно, содействует становлению среднего класса. Средний класс инвестирует не только в недвижимость, валюту, но и в акции. Это характерно, в том числе, и для развивающихся рынков.

Является ли принадлежность компании к стратегическим секторам препятствием для выхода на рынок?

– Нет, не является. Сейчас наша ассоциация предлагает, чтобы компании вышли на биржу с продажей не 100% акций, а только части. Если речь идёт о компаниях – субъектах естественных монополий или об инфраструктурных компаниях, мы предлагаем продажу на открытом рынке части акций – до 49%. А контрольный пакет акций должен оставаться в руках государства.

Компании "Самрук-Казыны" – преимущественно компании "старой экономики", основанной на сырье. Интерес инвесторов к этим компаниям постепенно угасает, это видно по ситуации на рынке. Если ещё недавно такие компании как Exxon Mobil, Chevron были крупнейшими по капитализации, сейчас крупнейшими по капитализации являются Google, Amazon, Facebook – компании, которые не добывают нефть. Сейчас превалируют компании "новой экономики". Поэтому не надо думать, что на компании старой экономики будет увеличиваться спрос, это было бы наивно.

"Самрук-Казына" может до того затянуть этот процесс выхода на рынки, что в условиях, когда в мире происходит отход от углеродной экономики, вопрос по продаже активов перестанет быть актуальным. Так что здесь промедление может серьёзно сказаться на оценке компаний.

– Ваша ассоциация направила предложения по выходу на IPO компаний группы "Самрук-Казына". В чём они заключаются?

– Действительно, QAMS ведет переговоры с "Самрук-Казыной" о развитии фондового рынка Казахстана. Мы убеждены, что акции эмитентов, наиболее интересных для инвесторов, необходимо в приоритетном порядке предложить на внутреннем фондовом рынке неограниченному количеству граждан РК. Такое размещение долевых ценных бумаг станет формой общественного контроля (через участие в капитале) над деятельностью квазигосударственных компаний.

Ещё одно наше предложение: чтобы после размещения на IPO эти бумаги не консолидировались в одних руках, мы предлагаем предусмотреть механизмы защиты. Одним из способов может стать закрепление обязанности покупателя после покупки уже размещённых бумаг в объёме больше 1% раскрыть на бирже информацию о себе и своих конечных бенефициарах.

Также у нас есть идея по предоставлению опционов для незащищенных слоёв населения. Опцион – это право на приобретение ценных бумаг по истечении какого-то периода времени и по фиксированной стоимости. Условно, на один год. Этим правом можно не воспользоваться. Но это даёт возможность купить этой категории людей акции по хорошей цене.

– Как на эти предложения отреагировали в фонде?

– Могу сказать, что с интересом. Пока идёт дискуссия, но мы видим, что "Самрук-Казына" не отбивается от выхода на IPO обеими руками. Сейчас в обществе наступил кризис ожиданий в отношении деятельности "Самрук-Казыны". Уже громогласно раздаются разговоры, зачем вообще холдинг нужен. Даже внутри самих нацкомпаний слышны такие разговоры. Поэтому в "Самрук-Казыне" обнаружилась сейчас способность слышать голоса.

С полным текстом можно ознакомиться по ссылке https://informburo.kz/interview/pocemu-samruk-kazyna-ne-xocet-stanovitsya-publicnoi-kompaniei-mnenie-finansista