05.02.2024
QAMS призывает депутатов парламента устранить барьеры для розничных инвесторов

Депутатам Парламента РК

Уважаемые депутаты Парламента Республики Казахстан!

От имени Казахстанской Ассоциации миноритарных акционеров (QAMS) обращаемся к вам с просьбой уделить внимание вопросам развития розничного сегмента фондового рынка нашей страны!

В последние годы мы наблюдаем кратный рост числа индивидуальных инвестиционных счетов. Только в системе биржи AIX к настоящему времени зарегистрировано более 1,5 млн счетов. Кратная позитивная динамика является следствием в том числе проводимых IPO компаний с госучастием. Это значительный шаг вперед для локального рынка, поскольку эмитенты получают возможность диверсифицировать базу инвесторов, а инвесторы – дополнительные финансовые инструменты.

В то же время, несмотря на указанные положительные тенденции, индивидуальные инвесторы-граждане РК сталкиваются с административными препятствиями и рисками в процессе диверсификации своих инвестиционных портфелей. Так, по итогам экспертной встречи, состоявшейся 26 января т. г. в Алматы в рамках годового собрания членов Ассоциации QAMS, участники мероприятия сошлись во мнении, что одним из основных барьеров является несправедливое налогообложение сделок физических лиц с зарубежными ценными бумагами и неравные условия данных операций по сравнению с юридическими лицами-резидентами РК.

Хотим акцентировать внимание законодательной власти на отсутствии возможности у физлиц-резидентов РК сальдировать убытки при расчете налогооблагаемой базы. В то время как у юрлиц такая возможность имеется. Например, если гражданин РК в течение календарного года совершил на зарубежных фондовых рынках десять сделок, по восьми из них получил убыток в размере $8 000, а по двум - доход $2 000, то он должен будет заплатить налог в размере 10% с прибыльных сделок (эквивалент $200), в то время как по факту инвестор получил отрицательный финансовый результат в сумме $6 000.

Это означает, что в Казахстане при налогообложении операций граждан РК с зарубежными ценными бумагами и другими финансовыми инструментами учитываются только прибыльные сделки, убыточные же не принимаются в расчет налогооблагаемой базы. Данное положение противоречит мировой практике. Несмотря на различный порядок сальдирования убыточных операций в разных странах, общераспространен принцип (в том числе в странах ОЭСР): убыточные сделки на фондовом рынке принимаются в расчет при налогообложении наравне с прибыльными операциями. Сальдировать убытки индивидуальным инвесторам позволяют, в частности, налоговые законодательства США и РФ. В России инвесторы могут использовать убытки для снижения налогооблагаемой базы, сальдируя прибыли и убытки от разных сделок за календарный год в пределах счетов, открытых через одного брокера. Если же убытки и прибыли получены через разных брокеров, для сальдирования необходимо подавать декларацию 3-НДФЛ. Есть также возможность переноса убытков на будущие периоды для снижения налоговой базы в последующих годах.

Кроме того, обращаем внимание парламентариев на то, что граждане РК не могут принимать на вычеты сопутствующие расходы, связанные с процессом инвестирования в зарубежные ценные бумаги (брокерские комиссии и т.д.), а также на неоднозначное толкование норм налогового законодательства в части сделок в государствах с льготным налогообложением. В последнем случае налог взимается с оборота, а не с разницы между расходами на покупку актива и доходами от его продажи. При этом неурегулированным остается вопрос, что является местом совершения сделок в оффшоре: страна резидентства биржи (а если сделка вне биржи?), страна резидентства брокера, страна резидентства эмитента? Проблемные вопросы налогообложения операций с иностранными ценными бумагами подробно изложены в презентации (прилагается), которая была представлена в ходе годового собрания членов Ассоциации QAMS.                  

Данные правовые пробелы и барьеры влекут за собой следующие последствия:

Демотивация инвесторов декларировать доходы, полученные в результате сделок на зарубежных рынках.

Недоверие к государственным институтам в части подходов к налогообложению и налоговому администрированию.

Создание условий для расширения коррупционного поля.

В связи с вышеизложенным, мы обращаемся с просьбой использовать право законодательной инициативы при рассмотрении проекта нового Налогового кодекса с тем, чтобы внести изменения (прилагается сравнительная таблица), направленные на установление справедливых подходов к налогообложению операций граждан РК с ценными бумагами на зарубежных рынках. Полагаем, что данные изменения должны распространяться на сделки, совершенные, начиная с 2020 года.

Отмечаем, что предлагаемые нормы получили в 2023 году концептуальную поддержку рабочей группы Комитета госдоходов Минфина и Министерства национальной экономики с участием профессиональных участников фондового рынка, однако в последующем позиция чиновников изменилась по неустановленным причинам.

Мы убеждены, что ваше участие и поддержка этих изменений будут способствовать улучшению инвестиционного климата в Казахстане, что в конечном итоге внесет вклад в экономический рост и благосостояние граждан страны.


С уважением,

члены Управляющий Совета QAMS