20.05.2024
Соответствует ли Конституции РК подзаконный акт Министерства национальной экономики?

В Конституционный Суд обратился гражданин РК, исполнительный директор Ассоциации QAMS Данияр Темирбаев.

Полный текс обращения:

Я, гражданин Республики Казахстан, Темирбаев Данияр Есильбаевич, в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Конституции Республики Казахстан (далее – Конституция) обращаюсь в Конституционный Суд Республики Казахстан (далее – Конституционный Суд) на предмет рассмотрения соответствия Конституции нормативного правового акта (далее – НПА), непосредственно затрагивающего права и свободы, закрепленные Конституцией.

Данным НПА являются «Правила поступлений от передачи в конкурентную среду активов национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и их дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними, в Национальный фонд Республики Казахстан» (далее – Правила).

Указанные выше Правила:

- утверждены приказом министра национальной экономики Республики Казахстан №90 от 29 мая 2023 г.;

- опубликованы в Эталонном контрольном банке НПА РК в электронном виде 06 июня 2023 г.;

- зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 мая 2023 г.

- номер государственной регистрации НПА в органах юстиции 32634.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что:

«Средства, поступившие от передачи в конкурентную среду активов группы Фонда, в размере 100 % (сто процентов) перечисляются в Национальный фонд в виде распределения чистого дохода, за исключением:

1) средств, направляемых группой Фонда на погашение долговых обязательств (без учета погашения обязательств перед Национальным фондом) и (или) реализацию задач, указанных в подпункте 7) пункта 2 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» (далее – Закон), которые не могут превышать 50% (пятьдесят процентов) от поступивших средств в Фонд;

2) средств, направляемых Фондом на выплату дивидендов на государственный пакет акций, находящихся в республиканской собственности».

В соответствии с подпунктом 4) статьи Закона «группа Фонда - Фонд, компании, их дочерние организации, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат компаниям, а также юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям компаний, в отношении которых настоящим Законом устанавливается специальное правовое положение.».

Таким образом, Правилами предусмотрено,

что доходы от реализации активов, принадлежащих любому юридическому лицу, входящему в группу Фонда, должны направляться в Национальный фонд;

из доходов от реализации активов, принадлежащих любому юридическому лицу, входящему в группу Фонда, исключаются средства на погашение долгов группы Фонда;

из доходов от реализации активов, принадлежащих любому юридическому лицу, входящему в группу Фонда, также могут быть исключены средства, направляемые на реализацию задач, указанных в подпункте 7) пункта 2 статьи 4 Закона, т.е. на участие в реализации социально значимых, промышленно-инновационных проектов, способствующих устойчивому развитию экономики Республики Казахстан при учете особенностей их реализации Фондом, установленных Законом;

из доходов от реализации активов, принадлежащих любому юридическому лицу, входящему в группу Фонда, исключаются средства, направляемые на дивиденды на государственный пакет акций.

Полагаю, что вышеуказанная норма Правил не соответствует Конституции:

Во-первых, пункты 1 и 2 статьи 14 Конституции гласят следующее:

«1. Все равны перед законом и судом.

  2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».

При этом пунктом 3 статьи 39 Конституции прямо предусмотрено, что «Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями … 13–15… Конституции.».

Во-вторых, пунктом 2 статьи 26 Конституции предусмотрено, что «Собственность…гарантируется законом». В пункте 3 статьи 26 Конституции сказано, что «Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения».


Правилами устанавливается различное правовое и экономическое положение одной группы лиц, в которую входят группа Фонда, Правительство, кредиторы Фонда, и другой группы лиц, в которую входят акционеры (физические и юридические лица) организаций группы Фонда.

Исходя из текста Правил, можно также сделать вывод, что правовые и экономические интересы частных акционеров организаций группы Фонда не имеют никакого правового значения при зачислении доходов от реализации активов группы Фонда в Национальный фонд, что может быть также рассмотрено как дискриминация частных акционеров.

На основании Правил, без решения суда частные акционеры организаций группы Фонда лишаются имущества – части дивидендов, так как сумма чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов, изначально не учитывает стоимость от продажи активов группы Фонда.

В соответствии с Правилами, у частных акционеров производится принудительное отчуждение имущества для государственных нужд без равноценного возмещения и при отсутствии «исключительного случая».

В то же время хочу обратить внимание Конституционного Суда на то, что, согласно Правилам, (i) ни кредиторы Фонда, (ii) ни Правительство как Единственный акционер Фонда, (iii) ни сам Фонд, имея цель реализовать задачи, указанные в статье 4 Закона, не лишаются своего имущества, а именно: (i) возвращенного кредита, (ii) дивидендов, рассчитанных на полном размере чистой прибыли, а также (iii) средств для реализации законодательство установленных задач.

На основании изложенного, прошу Конституционный Суд рассмотреть Правила на соответствие Конституции РК.