Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) не поддержало инициативы Ассоциации QAMS по введению "потолка" необлагаемого дохода физлиц-граждан РК по дивидендам и приросту стоимости ценных бумаг.
АРРФР также против сальдирования убытков индивидуальных инвесторов при торговле на зарубежных фондовых рынках, поскольку видит в нем риски "того, что инвесторы могут злоупотреблять взаимозачетом прав требований при учете дохода от прироста стоимости ценных бумаг, в том числе путем занижения фактической прибыли через продажу ценных бумаг на неорганизованном рынке".
QAMS ранее (подробнее здесь) обратилась в профильные министерства и ведомства (включая АРРФР), а также в Парламент с просьбой при рассмотрении проекта нового Налогового кодекса учесть интересы граждан Казахстана в части налогообложения сделок на фондовых рынках.
Ниже приводим текст ответа финансового регулятора на обращение Ассоциации миноритарных акционеров:
***
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство), рассмотрев вышеуказанное письмо некоммерческой организации «Qazaq Association of Minority Shareholders» Non-Profit Organisation (далее – Ассоциация) сообщает следующее.
Касательно критериев ликвидности ценных бумаг Предложение Ассоциации по исключению действующих критериев ликвидности и установлению льгот в отношении доходов физических лиц, полученных в виде дивидендов и/или прироста стоимости ценных бумаг в пределах 100 000 МРП (эквивалент на 2024 год - 369,2 млн тенге), не поддерживается. Предлагаемая редакция не соответствует целям Постановления № 911 по повышению ликвидности фондового рынка и создает риск обхода требований подпункта 7) пункта 1 статьи 341 и подпункта 3) статьи 654 Налогового Кодекса Республики Казахстан со стороны крупных инвесторов.
Касательно сальдирования и вычета сопутствующих расходов индивидуальных инвесторов при определении налогооблагаемого дохода
Реализацию предложения по сальдированию инвестиционного портфеля физических лиц считаем преждевременным, поскольку на сегодня отсутствуют механизмы проверки данных и контроля ценообразования на неорганизованном рынке. Данное предложение создает риск того, что инвесторы могут злоупотреблять взаимозачетом прав требований при учете дохода от прироста стоимости ценных бумаг, в том числе путем занижения фактической прибыли через продажу ценных бумаг на неорганизованном рынке.
При этом, отмечаем, что предложение по вычету сопутствующих расходов индивидуальных инвесторов при определении налогооблагаемого дохода учтено в проекте нового Налогового Кодекса Республики Казахстан. По вопросу переноса убытков на 3 календарных года просим обратиться в Министерство национальной экономики Республики Казахстан (далее – МНЭ). Согласно Постановлению №1011 , МНЭ является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также межотраслевую координацию в сферах государственного планирования, налоговой и бюджетной политики.