В Конституционный Суд (КС) с обновленной редакцией обращения обратился гражданин РК, исполнительный директор Ассоциации QAMS Данияр Темирбаев. Предыдущая редакция по формальным признакам не устроила КС. Суд за подписью руководителя аппарата Зере Утебаевой (полный ответ КС здесь) вернул его отправителю с мотивировкой, что "обращение связано с интересами акционеров, их правом на получение доходов от реализации активов в Национальный фонд, а не с общегражданским правовым статусом".
Суть обращения: проверить на соответствие Конституции РК "Правил поступлений от передачи в конкурентную среду активов национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и их дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними, в Национальный фонд Республики Казахстан", утвержденных приказом министра национальной экономики № 90 от 29 мая 2023 года.
Ниже полный текст обращения:
***
Я, гражданин Республики Казахстан, Темирбаев Данияр Есильбаевич, в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Конституции Республики Казахстан (далее – Конституция) обращаюсь в Конституционный Суд Республики Казахстан (далее – Конституционный Суд) на предмет рассмотрения на соответствие Конституции нормативного правового акта (далее – НПА), непосредственно затрагивающего права и свободы гражданина, закрепленные Конституцией.
I. Наименование, номер, дата принятия, источники опубликования и иные реквизиты правового акта.
«Правила поступлений от передачи в конкурентную среду активов национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и их дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними, в Национальный фонд Республики Казахстан» (далее – Правила).
Указанные Правила:
- утверждены приказом министра национальной экономики Республики Казахстан №90 от 29 мая 2023 г.;
- опубликованы в Эталонном контрольном банке НПА РК в электронном виде 06 июня 2023 г.;
- зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 мая 2023 г.
- номер государственной регистрации НПА в органах юстиции 32634.
II. Сущность обращения, позиция лица, подающего обращение, и его правовое обоснование.
Нормы Правил нарушают пункт 1 статьи 6 Конституции, который гласит, что «В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность».
При этом пунктом 1 статьи 26 Конституции предусмотрено, что «Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество».
В соответствии с этой нормой граждане могут законно приобретать акции компаний группы Фонда и становиться собственниками акций, т.е. акционерами.
Статус акционера в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» предоставляет право на получение дивидендов при наличии у общества чистого дохода (пункт 1 статьи 13 Закона «Об акционерных обществах), а их размер уменьшается у граждан Казахстана ввиду содержания Правил, не соответствующих, на мой взгляд, нормам Конституции.
Так, пунктом 4 Правил предусмотрено, что:
«Средства, поступившие от передачи в конкурентную среду активов группы Фонда, в размере 100 % (сто процентов) перечисляются в Национальный фонд в виде распределения чистого дохода, за исключением:
1) средств, направляемых группой Фонда на погашение долговых обязательств (без учета погашения обязательств перед Национальным фондом) и (или) реализацию задач, указанных в подпункте 7) пункта 2 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» (далее – Закон), которые не могут превышать 50 % (пятьдесят процентов) от поступивших средств в Фонд;
2) средств, направляемых Фондом на выплату дивидендов на государственный пакет акций, находящихся в республиканской собственности».
В соответствии с подпунктом 4) статьи Закона «группа Фонда - Фонд, компании, их дочерние организации, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат компаниям, а также юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям компаний, в отношении которых настоящим Законом устанавливается специальное правовое положение.».
Таким образом, Правилами предусмотрено,
что доходы от реализации активов, принадлежащих любому юридическому лицу, входящему в группу Фонда, должны направляться в Национальный фонд;
из доходов от реализации активов, принадлежащих любому юридическому лицу, входящему в группу Фонда, исключаются средства на погашение долгов группы Фонда;
из доходов от реализации активов, принадлежащих любому юридическому лицу, входящему в группу Фонда, также могут быть исключены средства, направляемые на реализацию задач, указанных в подпункте 7) пункта 2 статьи 4 Закона, т.е. на участие в реализации социально значимых, промышленно-инновационных проектов, способствующих устойчивому развитию экономики Республики Казахстан при учете особенностей их реализации Фондом, установленных Законом;
из доходов от реализации активов, принадлежащих любому юридическому лицу, входящему в группу Фонда, исключаются средства, направляемые на дивиденды на государственный пакет акций.
Таким образом Правилами устанавливается различное правовое и экономическое положение одной группы лиц, в которую входят группа Фонда, Правительство, кредиторы Фонда, и другой группы лиц, в которую входят акционеры (в том числе граждане Казахстана) организаций группы Фонда.
Исходя из текста Правил, можно также сделать вывод, что правовые и экономические интересы частных акционеров (в том числе граждан Казахстана) организаций группы Фонда не имеют никакого правового значения при зачислении доходов от реализации активов группы Фонда в Национальный фонд, что может быть также рассмотрено как дискриминация частных акционеров (в том числе граждан Казахстана).
На основании Правил, без решения суда частные акционеры (в том числе граждане Казахстана) организаций группы Фонда лишаются имущества – части дивидендов, т. к. сумма чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов, изначально не учитывает стоимость от продажи активов группы Фонда.
В соответствии с Правилами, у частных акционеров (в том числе граждан Казахстана) производится принудительное отчуждение имущества для государственных нужд без равноценного возмещения и при отсутствии «исключительного случая».
В то же время хочу еще раз обратить внимание Конституционного Суда на то, что согласно Правилам (i) ни кредиторы Фонда, (ii) ни Правительство, как Единственный акционер Фонда, (iii) ни сам Фонд, имея цель реализовать задачи, указанные в статье 4 Закона, не лишаются своего имущества, а именно: (i) возвращенного кредита, (ii) дивидендов, рассчитанных на полном размере чистой прибыли, а также (iii) средств для реализации законодательство установленных задач.
III. Нормы Конституции Республики Казахстан, непосредственно затрагиваемые оспариваемым нормативным правовым актом.
Таким образом, правила непосредственно затрагивают следующие нормы Конституции:
Во-первых, как было отмечено выше, пункт 1 статьи 6 Конституции, пункт 1 статьи 26 Конституции.
Во-вторых, пункт 2 статьи 26 Конституции, которым предусмотрено, что «Собственность…гарантируется законом».
В-третьих, пункт 3 статьи 26 Конституции, где сказано, что «Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения».
В-четвертых, пункты 1 и 2 статьи 14 Конституции, которые гласят следующее:
«1. Все равны перед законом и судом.
2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.».
В-пятых, пункт 3 статьи 39 Конституции, прямо предусматривающий, что «Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями … 13–15… Конституции.».
На основании процитированных норм Конституции хочу обратить внимание Конституционного Суда на то, что Правила предусматривают разный статус государственной и частной собственности, а собственность граждан в виде недополученных ими доходов от реализации активов компаний группы Фонда не гарантирована и фактически подвергнута принудительному отчуждению без равноценного возмещения. Кроме того, Правила носят дискриминационных характер по мотиву статуса собственника – приоритет отдается государству перед частными акционерами-гражданами Республики Казахстан.
С учетом изложенного, прошу Конституционный суд рассмотреть Правила на соответствие Конституции.